Кто такие консультанты по маркетингу и зачем они нужны?

0

Есть очень много анекдотов про консультантов. Большинство из них довольно-таки злые. Некоторые из них довольно-таки смешные. По количеству анекдотов консультанты уступают только врачам, военным, политическим деятелям, национальным меньшинствам и таким колоритным персонажам как Василий Иванович, Штирлиц и Вовочка. Многие консультанты с удовольствием рассказывают клиентам анекдоты про консультантов, наверное — для установления доверительной атмосферы. Некоторые консультанты, особенно западные, любят писать книги про то — почему не надо обращаться к консультантам. Очень смешно. Я постараюсь ответить на вопрос, вынесенный в заглавие настоящего материала. Артем Евженков — прекрасный специалист по маркетингу и он расскажет вам больше!

Консультанты (вообще) — это люди которые рассказывают как надо вести бизнес. Они не управляют производственными процессами, персоналом или финансовыми потоками, не устанавливают ПО, не занимаются продажами, не проводят исследований рынка, не создают и не размещают рекламу, не производят полиграфическую продукцию и много чего еще не делают сами. Они рассказывают как это надо делать.

Консультанты по маркетингу (в частности) рассказывают о том: для чего нужны исследования рынка, как и кому их грамотно заказать, или провести собственными силами, как провести сегментирование рынка и позиционирование продукции, какую роль играет ценообразование, какие каналы распределения выбрать, как, кому и какую рекламу заказать и где ее разместить, как правильно выстроить отношения с общественностью. И много еще чего.

Неужели кто-то может знать ответы на эти вопросы лучше, чем собственник бизнеса и те сотрудники компании, которые занимаются своим делом уже многие годы и заслуженно именуются «ведущими специалистами» или „профессионалами узкого профиля“? Ответ на этот вопрос будет дан ниже, а сначала немного разберемся с классификацией.

В одном из многочисленных европейских справочников консультантов по менеджменту выделено 84 вида консалтинговых услуг, объединенных в 8 групп. Есть и другие подходы: 7 групп и 64 вида услуг, 12 групп и 100 видов услуг, и т.д., и т.п.. Бог с ними. Мне нравится эта. Группы такие:

Общее управление
Администрирование
Финансы
Персонал
Маркетинг
Производство
Информационные технологии
Прочие
Нас, понятное дело, интересует пятая группа — «Маркетинг». Это и есть поле деятельности консультантов по маркетингу. Она включает в себя 14 видов консультационных услуг:

Социально-экономические исследования и прогнозирование
Исследования рынка
Разработка новой продукции
Дизайн (и упаковка)
Ценообразование
Розничная продажа и дилерство
Послепродажное обслуживание заказчиков
Управление сбытом
Обучение сбыту
Прямой маркетинг
Реклама и содействие сбыту
Корпоративный образ и отношения с общественностью
Стратегия маркетинга
Международный маркетинг
Консультанту или консалтинговой компании, позиционирущим себя на поляне «маркетингового консультирования» неплохо было бы уточнить в каких именно из 14 видов консультационных услуг, обозначенных выше, они являются „крупными специалистами“. Это существенно облегчило бы заказчикам осуществление выбора. При этом, заказчику следует помнить, что чем шире охват — тем, как правило, мельче проникновение, и наоборот — глубокое проникновение в тему удел скорее „узких“ специалистов. Нет, конечно, компания в которой работают 40 консультантов может охватить весь спектр услуг маркетингового консалтинга, и еще „прицепить“ общее управление, администрирование, управление персоналом и информационные технологии. Но, такие „консалтинговые супермаркеты“ в России можно пересчитать по пальцам одной руки.

Специализация — конек консалтинга. В отличие от многих других бизнесов в консалтинге практически не действует «кривая опыта» — эффект экономии на масштабах деятельности. И у компании в которой работают 25 консультантов нет практически никаких преимуществ перед тремя специализированными фирмами, в каждой из которых трудятся 5-7 профессионалов. Да и „частные“ консультанты, работающие в одиночку, нередко „обыгрывают“ фирмы в которых занято 20-50 человек.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here